Doma-artek.ru

Стройка и ремонт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно сваривать арматуру между собой?

Можно ли сваривать арматуру для фундамента? Подробно

Время чтения: 9 минут

Арматура — металлические прутки, использующиеся в качестве основы для различных железобетонных сооружений. Используют арматуру в различных целях, но чаще всего в строительных. Домашние умельцы чаще всего сталкиваются с арматурой при устройстве ленточного или монолитного ж/б фундамента.

При устройстве ж/б фундаментов несколько прутков арматуры соединяются между собой для сохранения устойчивости при заливке бетона. Прутки можно соединять двумя способами: сваркой и связыванием с помощью металлической проволоки. Вокруг этой темы ходит множество мифов. Кто-то говорит, что лучше связывать, а не сваривать прутки. А кто-то утверждает обратное.

В этой статье мы подробно расскажем, почему арматуру связывают между собой, можно ли сварить арматурные прутки и как соединить арматуру для устройства железобетонного фундамента.

Как снизить негативное воздействие сварки на прочность арматуры

Если сварка выбрана в качестве способа соединения арматуры фундамента, важно знать, как сделать все правильно и свести потери свойств металла к возможному минимуму. Для начала следует подобрать электроды. Для прутьев, диаметр которых не превышает 14 мм, можно взять «АНО-21» или «Тр». Они имеются в свободной продаже в любом специализированном магазине.

Не менее важно правильно подобрать величину тока, с которой будете варить каркас. Ведь именно от нее в первую очередь зависит большая часть качественных характеристик сварного шва. Величину тока проще всего выбирать опытным методом. Сделайте несколько пробных сварных швов и внимательно изучите полученный результат. В случае если происходит прилипание электрода к металлу, показатель тока можно немного увеличить. После того, как закончите варить очередной стык, дайте ему остыть и произведите проверку поверхности на отсутствие микротрещин. Если таковых не имеется, можно с полной уверенностью утверждать, что работа произведена правильно.

Чтобы придать сварному шву каркаса для основания большую долговечность можно увеличить плотность прилегания подлежащих сварке элементов друг к другу. Наиболее эффективно сделать это можно с помощью любого шлифовального оборудования.

Оценить негативное влияние сварки на арматуру можно при помощи визуального осмотра. Если вокруг места сварки имеются трещины, это свидетельствует о том, что сварка не подходит для того металла из которого изготовлена каркасная сетка.

Варить арматуру можно различными способами. Но на практике наиболее часто применяется электродуговая инверторная сварка. Связано это с тем, что данный вид огневых работ поддается контролю и, соответственно, регулировке.

Системы соединения тоже могут варьироваться. Но чаще всего используют следующие варианты:

  • крестовое соединение;
  • тавровое соединение;
  • нахлестное соединение;
  • стыковое соединение.

Тавровый метод лучше для сварки не использовать. При его использовании прочность на изгиб оказывается слишком низкой. Обычно основные прутья варят внахлест, а поперечные – посредством крестового типа сварки.

Сварка арматуры.

Доброго времени суток, Сергей! СНиП запрещает сваривать арматуру при изготовлении каркаса для железобетона. Металл отпускается при нагреве(точечно) и соответственно прочность железобетона на изгиб резко падает, а на кручение вообще стремится к нулю. И дело здесь вовсе ни в цене. Просто СНиПы. как и устав воинской службы пишутся кровью человеческой).

Все четко и верно про прочность на изгиб и скручивание (опередил меня на чуть)) Валере большой палец вверх.

поддерживаю валерия. арматуру можно варить только больших диаметров

Доброго времени суток! Нет понятия,что хуже или что лучше.Каждый способ для определенной работы.При сварке конечно портится качество арматуры в местах сварки,но при этом получается жесткий каркас,который не сместится вовремя заливки бетоном.При вязании не происходит ни какого изменения в качестве арматуры.Но этот способ хорош только для простых конструкций.Поэтому лучше конечно использовать прополоку,но убедившись,что при укладке бетона,ваша конструкция не изменит свою геометрию.Страшней не сварка,а неправильно расположенная арматура в теле бетона.

Средневековые замки строили без сварки и арматуры-до сих пор стоят! А вы небоскреб строить будете??

сварка ослабляет свойства арматуры

уважаемые господа, я уже писал комментарий (см. выше), но, поскольку дискуссия продолжается решил чуть раскрыть, поскольку арматура бывает разная. СНиП говорит, что арматуру класса А1 (гладкая) рекомендуется варить, оно и понятно, как вязать гладкие стержни? Класс А2 (периодического профиля) допускается варить, а класса А3 (преднапряженная) не допускается. Вопрос был, что лучше и качественней, варить или вязать? Если автор вопроса использует гладкую арматуру А1, лучше варить. Если это класс А2, то вязать. Основа такого решения — СНиП 3.03.01.

В идеале лучше сварить арматуру. Но чисто с практической точки зрения никакой разницы нет. В фундаменте самое главное 2 вещи это глубина его залегания и песчанная подушка под ним. Даже вместо арматуры можно использовать для экономии денег старый ненужный металлолом, от которого вы сами наверное не знаете как избавиться, а если он еще вдобавок и порядком поржавел — это вообще супер схватится так, что через 100 лет бульдозером не сломаете. Можно вообще даже ничего не связывать просто накидывайте по мере заливания от души и лучше будет любой арматуры. А эти все новые технологии делают те кто мосты Москву-Сити строит или мосты, развязки сложные. Вообщем разные навесные сложные бетонные конструкции. Вам этим вобще не стоит и голову забивать тем более и деньги выбрасывать!:)

Читать еще:  Вязальная проволока для арматуры ГОСТ 3282 74

Виды сварки арматурных прутков

Сварка арматурных стержней может производиться тремя способами:

  • Сварка плавящимся электродом внахлест двух прутков.
  • Встык.
  • Контактная сварка.

Сварка внахлест

Необходимо отметить, что данная технология обычно используется только в тех случаях, когда собирается арматурная конструкция, которая не будет подвергаться большим нагрузкам. Особенно это касается нагрузок на изгиб. Такое соединение не является прочным и надежным.

По сути, сварка внахлест – это стыковка стержней в продольной плоскости со смещением относительно их концов на расстояние 15-30 см. И чем больше нахлест, тем прочнее свариваемая конструкция. При этом необходимо учитывать, что сварка должна производится с двух противоположных сторон соединения. Это иногда создает неудобства проведения самого процесса, к примеру, один сварочный шов располагается сверху двух соединяемых прутков, второй снизу. Так вот до нижнего нередко добраться просто нет возможности, поэтому такой стык получается уж очень ненадежным.

Перед тем как варить арматуру внахлест, нужно подготовить стержни. А именно, зачистить стыкуемые концы железной щеткой. Некоторые сварщики, чтобы создать плотный прижим двух арматурных стержней, обрабатывают стыкуемые стороны абразивным инструментом, делая их плоскими.

Что касается режима сварки каркасов из арматуры, то многое будет зависеть от диаметра самих свариваемых арматурных прутков. К примеру, стержни диаметром 5-8 мм варятся электродом диаметром 3 мм, для 8-10 мм используется расходник 4-х миллиметровый, и выше 10 мм применяются электроды диаметром 5 мм.

А вот со значениями силы тока надо быть аккуратным, это более точная величина. В таблице указано соотношение толщины арматуры и тока, используемого для ее сварки.

Диаметр, ммТок, А
5200
6250
8300
10350
20450

Кстати, для сварки внахлест можно использовать расходники марки АНО или МР. Хотя здесь строгих ограничений нет.

Сварка встык

Можно сваривать арматуру встык, просто обварив два конца, соединенных прямыми торцами? Можно, но это соединение не отвечает необходимым требованиям по прочности и надежности сваренных каркасов. Поэтому для сварки арматурных элементов встык используется ванная технология.

Суть ее заключается в том, что соединяемые концы арматуры погружаются в металлическую форму, которая сильно напоминает обычную ванну. После чего саму арматуру, а точнее ее соединяемые концы, плавят электродом при сильной величине тока (450-550 ампер). Расплавленный металл заполняет ванночку, тем самым скрепляя два прутка арматуры единым монолитным стержнем, толщина которого определяется размерами ванночки. Кстати, расстояние от стержней до стенок ванны – 1,5-2,0 см.

Такое соединение называется неразъемным, потому что сама металлическая форма становится единым целым со сваренными арматурными прутками. И это соединение впоследствии заливается бетонным раствором. Есть разъемные формы, которые изготавливаются из меди или графита. После заполнения ванны расплавленным металлом, и после его полного остывания, такие формочки просто снимаются. И их можно использовать еще несколько раз.

Существует определенная техника сварки каркасов ванным способом.

  • Производится розжиг дуги об один из концов соединяемой арматуры.
  • Этот конец плавится до тех пор, пока на дне ванночки не образуется небольшое количество расплавленного металла.
  • Затем электрод перемещается на соседний конец, который точно также плавится.
  • Попеременно расплавляя арматуру, заполняется ванночка.
  • Как только арматурные прутки покроются расплавленным металлом, можно заканчивать сварку. Но перед этим расходником необходимо сделать несколько круговых движений между концами прутков. Таким образом, создается единый температурный режим металла внутри формы. То есть, сталь будет равномерно остывать, что не создаст в остывшем сварном шве трещин, пор и других дефектов.

Варить арматуру для фундамента или любого другого несущего строительного элемента можно одним электродом, несколькими. Можно использовать инверторы (220 вольт), трансформаторы (380 вольт), полуавтоматы и автоматы.

Есть еще один вариант, как правильно варить арматуру встык. Это, по сути, ванный способ, только вместо объемных форм используются стержни арматуры, которые подрезаются на определенную длину. Из них создается ванночка, то есть, прутки привариваются к основным соединяемым стержням полукругом. После чего сам процесс сварки проводится по точно такой же технологии, что и при использовании готовой объемной формы.

Сварка точеная контактная

Преимущество этого вида сварки арматуры – это отсутствие плавящихся электродов, возможность полностью автоматизировать и механизировать сам процесс, плюс высокая производительность проводимых работ. И два недостатка – проводить сварку можно лишь в цеховых условиях (не на объекте) из-за большой массы сварочного оборудования, и сами сварочные аппараты потребляют достаточно большой объем электроэнергии.

Читать еще:  Как правильно армировать фундамент под дом?

Процесс контактной сварки достаточно прост. В основе ее лежит способность электрического тока проходить через металлы, а в местах с большим сопротивлением выделять значительную тепловую энергию. Так вот такое место в соединение двух стержней арматуры и есть сам стык. Именно здесь и выделяется огромное количество тепла, которая доводит стержни до пластического состояния и частично до жидкого. Так и происходит сварка.

Сегодня используются два типа контактной сварки:

  • С непрерывным оплавлением.
  • С прерывистым с предварительным нагревом стержней.

Обычно первый способ используется для сварки арматуры первого класса (А-1), вторую для других классов. Перед сваркой каркасов из арматуры точеным соединением сами прутки обрабатываются железной щеткой. Если срез был сделан автогеном, то рекомендуется наплывы металла убрать зубилом.

Основные параметры каркасной сварки – это сила свариваемого тока, его плотность на зажимах, длительность процесса, давление зажимов и длина выступающих из зажимов электродов. К примеру, если арматура сваривается непрерывным способом оплавления, то плотность тока должна быть в пределах 10-50 А/мм², длительность сварки 1-20 секунд (все зависит от диаметра свариваемых стержней). Что касается удельного давления зажимов, то опять-таки используется зависимость от сечения прутков и марки стали, из которой арматура была сделана. К примеру:

  • Арматура марки А-1 – давление 30-50 МПа.
  • А-2(3) – 60-80 МПа.

Опытные сварщики знают, что чистота губок зажимов играет не последнюю роль в качестве проведенной контактной сварки. Поэтому их периодически зачищают или меняют на новые. А значит, определенный комплект губок – это необходимое условие качественного проведения сварочного процесса.

Сварочный шов контактным точечным соединением обязательно проверяется в лаборатории. Но можно провести и чисто визуальный контроль. Если стык после окончания работы похож на приплюснутую конструкцию с бортиками между сваренными концами арматуры, то это высокое качество. Если стык имеет бочкообразную форму, то неправильно был выбран один из параметров сварочного процесса. Такое соединение не является хорошим.

Несколько разновидностей сварки арматурных прутков дает возможность использовать одну из них, как эталон качества соединения. Каждая технология применима в определенных условиях для определенных строительных конструкций. Поэтому перед началом сварочных работ необходимо определиться с выбором.

Методы понижения отрицательного воздействия сварки на арматуру

Для начала, чтобы уменьшить негативное влияние, нужно подобрать электроды для сварки, они должны соответствовать диаметру гладких или ребристых стержней, которые будут соединяться. Если в конструкции применяются прутья до 1,4 см в диаметре, тогда электроды можно покупать любые. Если металлические стержни будут большего размера в диаметре, тогда используются другие специализированные электроды. Выбор лучше делать в сторону тех, которые направлены на работу с низкоуглеродной сталью. Они принесут наименьший вред прочности свариваемых элементов, так как их воздействие на металл не такое интенсивное.

Когда происходит сварка арматуры для фундамента, нужно помнить про величину тока, который подается на аппарат. Если напряжение будет недостаточным, то и соединение не выйдет прочным. Такая конструкция быстро потерпит деформации и разрушение. А вот если ток, наоборот, будет сильным, то место соединения деформируется и станет тонким. Исходя из этого, нужно использовать оптимальную температуру нагрева соединительных элементов, чтобы избежать негативных последствий на прочность армированных стержней и всей конструкции здания в целом.

Для того чтобы определить мощность тока, который необходим для сварочных работ, есть один простой вариант проверки. Так как электрод взаимодействует с металлом, по нему можно определить силу нагревания: их слипание является признаком малой силы тока, поэтому мощность нужно увеличить. Специалисты считают, что большая прочность и долговечность свариваемых элементов конструкции исходит из плотности прилегания поверхностей стержней друг к другу. Чтобы получить максимальную плотность прилегания всех элементов, нужно отшлифовать поверхности стыковки, таким образом, увеличив площадь их соприкосновения.

Особенности технологии ванного способа

Сваривание ванным способом обеспечивает возведение прочных армированных конструкций при значительной экономии металла и трудозатрат.

Наибольшее распространение в отечественной промышленности получили разновидности ванной сварки:

  • Ручная сварка в стальной скобе методом с трехфазной и однофазной дугой;
  • Полуавтоматическое сваривание ванным способом в керамической форме;
  • Автоматическая сварка стыков в медной форме с использованием шлака.

Ванная сварка горизонтальных и вертикальных стыков имеет свои особенности. Стоит отметить, что наибольшее распространение получил первый метод, как менее затратный.

При сварке горизонтально расположенной арматуры применяются стальные формы – ванны, имеющие форму скобы. Для вертикальных – усеченный конус. Форма приваривается к концам арматуры в месте соединения, в ней посредством высокой температуры дуги создается ванна жидкого металла. От высокой температуры расплавленного металла начинают плавиться концы арматуры, образуя в месте шва после остывания единое сварное соединение.

Читать еще:  Варить или вязать арматуру для фундамента

Качественная сварка этим способом может быть обеспечена лишь при правильной предварительной подготовке торцов металлических стержней:

  1. Зачищаются жесткой металлической щеткой концы прутков от окалины, грязи или коррозии;
  2. Торцы прутьев размещаются соосно, зазор между ними не должен превышать полтора диаметра сварочных стержней.

Главное требование при ванном способе – торцы металлических прутков должны быть четко совмещены друг с другом, их оси не должны быть смещены по отношению друг к другу больше чем на половину диаметра.

Такой точности можно добиться, если для стыковки концов применять специальные кондукторы, фиксирующие расположение арматуры в течение всей сварки.

Ванное сваривание требует токов с большими величинами – до 450 А, при использовании электродов, имеющих диаметр 5-6 мм. Пониженная температура воздуха увеличивает эту норму еще на 10%.

При сварке швов вертикально расположенных прутков в качестве ванны используется штампованная металлическая форма. Ее приваривают к нижнему пруту арматуры и используют без присадок.

Затем верхний прут с помощью кондуктора стыкуется с нижним и фиксируется. После этого в форму направляется наплавленный горячий металл. Для выпуска шлака в форме с помощью электрода прожигается отверстие, которое затем снова заваривают.

Технология сварки арматуры

При таком способе получается цельнометаллический неразборный каркас. Перед работой рекомендуется зачистить рифленую поверхность стержней для лучшего контакта. На сварку арматуры для фундамента влияют:

  • Мастерство сварщика.
  • Мощность сварочного аппарата и качество электродов.
  • Диаметр и марка арматуры. Не рекомендуется варить прутки меньше 15 мм, так как металл при нагревании теряет часть свойств.

Различают следующие виды сварки:

  1. Контактная сварка. В свою очередь этот вид делится на точечную и стыковую контактную сварку. При точечном методе прутки зажимают между электродами сварочного аппарата. Металл накаляется и под действием внешней силы стержни соединяются. Стыковой сваркой соединяются куски арматуры для увеличения длины.
  2. Дуговая сварка. Этот вид работ применяется довольно часто. При выполнении работ важно не перегреть металл. Металл сваривают между собой внахлест или используют кусок арматуры в качестве накладки.

Перед началом работы отрезаем стальные стержни согласно размерам технологической схемы. Собираем плоский арматурный каркас и слегка прихватываем его сваркой или связываем. Устанавливаем плоский каркас в яму под фундамент. На помощь придет простое приспособление – пластиковые держатели для арматуры. Поперечные стержни привариваем на равном расстоянии. Получается прочный трехмерный каркас.

СНиП на сварку арматуры позволяет понять технологию проведения и работ и определяет нормы техники безопасности.

Что нужно знать домашнему мастеру:

  • при работе с аппаратом защите подлежат открытые участки тела и глаза (щитки, маски, шлемы со светофильтрами, перчатки, форма);
  • чтобы не произошло отравление пылью, испарениями и вредными газами используется специальный респиратор;
  • сварочное оборудование должно проверяться на исправность и наличие заземления, иначе можно получить поражение током.
  • оборудование создает электромагнитное поле, это не опасно, если соблюдать технологию работ;
  • устройство при работе на открытом воздухе должно находиться под навесом;
  • необходимо соблюдение правил транспортировки.

Варить или вязать: какому методу отдать предпочтение

До принятия окончательного решения об использовании вязки для крепления стальных прутков или крепления с помощью сварки, необходимо тщательно все взвесить. Почему арматуру одни строители сваривают, а другие вяжут? У каждого способа есть свои достоинства и слабые места.

Чтобы не ошибиться, следует прислушаться к советам профессионалов:

  • для массивных многоэтажных строений, оказывающих значительную нагрузку на основу, целесообразно использовать сварку. При этом важно не пережечь арматуру, чтобы не ослабить прочность соединения;
  • для небольших жилых зданий и дачных построек, можно использовать соединение частей арматурной решетки с помощью вязальной проволоки. Этот метод фиксации обеспечивает прочность таких построек.

При использовании сварки важно исключить вероятность пережога, ослабляющего прочность стыков. Метод соединения сваркой нежелательно применять в сейсмически активных зонах, а также на проблемных почвах, где в результате смещения грунта может нарушиться целостность фундамента.

Вместе с тем сварка обладает рядом преимуществ:

  • позволяет выполнять работы ускоренными темпами;
  • обеспечивает повышенную жесткость пространственной рамы;
  • повышает нагрузочную способность основания.

При строительстве частных зданий лучше использовать метод вязки. Достоинства этого способа:

  • простота реализации и отсутствие необходимости в специальном оборудовании;
  • возможность выполнения работ без привлечения квалифицированных специалистов;
  • отсутствие в участках стыковки повышенных напряжений.

Минусом метода вязки является недостаточная жесткость арматурной решетки. Однако при возведении легких построек этот недостаток не имеет существенного значения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector